ул. Большая Васильковская, 77
г.Киев, Украина

+38 (068) 777-14-74
info@key-sol.biz

Пн - пт 9:00 - 18:00
Вых: Сб, Вс

Когда внеплановая выездная проверка проводится в офисе ГФС?

Выездная внеплановая проверка может проводится в офисе ГФС, если ее провести по местонахождения налогоплательщика невозможно

7 мая 2019 Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда в рамках дела № 804/254/18, административное производство №К / 9901/5229/19 (ЕГРСР № 81798962) в очередной раз ответил на вопрос «об отсутствии оснований для удовлетворения иска в связи с проведением проверки и принятия решения субъектом властных полномочий по его результатам ».

Субъект хозяйствования имеет право не согласиться с решением о назначении проверки и оспорить его в суде. В таком споре субъект властных полномочий обязан доказать обоснованность своего решения со ссылкой на недостатки объяснений предприятия и их документальное обоснование.

Аналогичная правовая позиция была высказана коллегией судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины, в частности, в постановлении от 16 февраля 2016 (дело №826 / 12651/14).

Так, иски налогоплательщиков, направленные на обжалование решений (в том числе приказов о назначении проверки), действий или бездействия контролирующих органов по назначению и / или проведения проверок могут быть удовлетворены только в том случае, если к моменту вынесения судебного решения не произошло допуска должностных лиц контролирующего органа к спорной проверки. То есть, именно на этапе допуска к проверке налогоплательщик может поставить вопрос о необоснованности ее назначения и проведения, реализовав свое право на защиту от необоснованного и необоснованного осуществления налогового контроля в отношении себя. В то же время, допуск к выездной налоговой проверки нивелирует правовые последствия процедурных нарушений, допущенных контролирующим органом при назначении налоговой проверки.

ВАЖНО Вместе с тем, НКУ не предусмотрено право должностных лиц контролирующего органа на проведение документальной внеплановой выездной проверки в помещении налоговой инспекции.

Пунктом 81.2 НКУ установлено, что в случае отказа налогоплательщика и / или должностных (служебных) лиц налогоплательщика (его представителей или лиц, которые фактически проводят расчетные операции) в допуске должностных (служебных) лиц контролирующего органа к проведению проверки составляется акт, удостоверяющий факт отказа.

Итак, невозможность проведения документальной выездной проверки по местонахождению налогоплательщика должно быть связано с недопуском должностных (служебных) лиц контролирующего органа к проведению проверки, что, в свою очередь, должно подтверждаться соответствующим актом о недопуске.

Учитывая, что оспариваемый приказ был принят контролирующим органом при отсутствии законодательно определенных оснований для назначения документальной внеплановой выездной проверки и фактически на его основании была проведена документальная выездную проверку налогоплательщика, суд пришел к неправильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Кроме этого необходимо указать на позицию Верховного Суда Украины, изложенную им в постановлениях от 27.01.2015 № 21-425а14, от 09.02.2016 № 21-5864а15, поддержанную впоследствии Верховным Судом в постановлениях от 19.02.2019 по делу №820 / 6323/17 , от 07.02.2018 по делу №821 / 1562/16 от 20.02.2019 по делу №807 / 663 / тринадцатый, от 26.02.2019 по делу №821 / 2424 / пятнадцатый, от 12.03.2019 по делу №813 / 1052/15 от 15.05.2018 по делу №809 / 1578/17 от 19.06.2018 по делу №820 / 17270/14, от 19.09.2018 по делу №821 / 595/17 от 09.10.18 по делу №820 / 1864/17 от 16.10.18 по делу №810 / 249/15 от 20.11.18 по делу №826 / 2462/16 от 17.12.18 по делу №804 / 9880/14, в соответствии с которой приказу о прове СКУ и письменным сообщением о дате начала и месте проведения такой проверки плательщик должен быть ознакомлен в установленный законом способ до начала ее проведения. Невыполнение требований по уведомлению налогоплательщика о проверке до начала ее проведения приводит к признанию проверки незаконной и отсутствии правовых последствий такой.

В то же время, согласно позиции Верховного суда изложенную в постановлении от 21 марта 2018 по делу № 812/602/17 (ЕГРСР № 72965595) ссылка контролирующего органа на то, что в связи с проведением проверки оспариваемый приказ исчерпал свое действие и, как считает фискальный орган, не может быть отменено также безосновательными, поскольку согласно нормам налогового законодательства и Кодекса административного судопроизводства Украины право на судебную защиту связано с самой противоправностью обжалуемого решения, и не ставится в зависимость от последствий его ре лизации, что согласуется с правовой позицией, изложенной Верховным Судом Украины в постановлении от 27 января 2015 по делу №21-425а14.

ВЫВОД: С учетом указанного выше следует, что единственным основанием установленной Налоговым кодексом Украины, относительно права должностных лиц контролирующего органа на проведение документальной внеплановой выездной проверки в помещении налоговой инспекции, является невозможность ее проведения по местонахождению налогоплательщика и которая должна быть связана исключительно с недопуском должностных (служебных) лиц контролирующего органа к проведению проверки, что, в свою очередь, должно подтверждаться соответствующим актом о недопуске, а следовательно в связи с имеющимися правонарушениями приказ фискального органа налогоплательщик имеет право обжаловать даже после ее проведения.

Евгений Морозов, адвокат (судебная защита), магистр права
   
Источник: ЛИГА.блогы

Комментариев

    Оставить комментарий

    Если у Вас есть вопросы просто нажмите кнопку...

    Свяжитесь с нами