
Уважаемые коллеги,
29.09.2016 года состоялся круглый стол в налоговом комитете ТПП, посвященный обсуждению законопроекта об усовершенствовании налоговой системы, с участием представителей Парламента (народный депутат Александр Кирш), Минфина (советник министра Яна Бугримова), руководитель аудиторской компании «Кей Солюшнз» Ростислав Кулиш.
Мы поддерживаем большинство инициатив законопроекта по причинам, изложенным ниже.
Во-первых, предлагаемые изменения в сфере администрирования налогообложения помогут не только снизить коррупционные риски, но и сэкономить время и деньги бизнеса. Например, частичная передача функций по администрированию на областной уровень ГФС и в Министерство финансов (в частности, по ведению баз данных) позволит добавить прозрачности, которую сегодня не обеспечивает ГФС. Внедрение электронного кабинета налогоплательщика значительно упростит процесс уплаты налогов и взаимодействия плательщиков с контролирующими органами.
Объединение реестров НДС и их передача Минфину также создаст условия для прозрачности и повышения эффективности. Если бы ГФС смогла наладить качественную работу с двумя реестрами, возможно объединение не было бы необходимым. Но смысла в разделении все равно нет, ведь все заявки должны обрабатываться в хронологическом порядке независимо от реестра, в который они попадают.
Во-вторых, предлагается приоритизация обобщающих налоговых консультаций Минфина. Довольно часто возникают ситуации, связанные с различной трактовкой отдельных норм законодательства. Обобщающие разъяснения Минфина помогут устранить ряд противоречий в действиях налогоплательщиков и контролирующих их органов, а также сократить простор для разночтений и дискреции.
В-третьих, по налогу на прибыль - Минфин вновь пытается ввести в Налоговом кодексе льготы для субъектов малого предпринимательства. Любые стимулы для малого бизнеса, которые дают им различные налоговые базы - неважно, частный ли это предприниматель или малое предприятие - помогают его развитию. Нашему государству просто необходим здоровый малый бизнес, который будет свободен от давления фискальных органов.
В частности, автоматическое блокирование возможности регистрации налоговых накладных налогоплательщиков требует тщательной настройки системы оценки рисков. Существующая в настоящий момент система приводит к массовому блокированию работы налогоплательщиков и росту коррупционных факторов, и, к сожалению, не всегда приводит к эффективному препятствованию злоупотреблениям. По нашему мнению, внедрению альтернативной системы должен предшествовать тестовый режим, который позволит убедиться в том, что она в самом деле приводит к идентификации нарушителей («скруток») с большой степенью приближения, а не работает «широким гребнем», оставляя возможности инспекторам оставлять вне поля зрения «нарушителей» из-за обширного поля «красных флажков». Мы готовы поучаствовать в тестировании данной модели.
В отношении частных предпринимателей на общей системе, мы просим рассмотреть вариант, когда признание расходов проводится упрощенно, путем условного признания определенного процента. Это позволит создать привлекательную с точки зрения простоты систему работы, не страдающую от усмотрения чиновников, в части признания/не признания определенных расходов.
Кроме того, существует ряд шагов, на наш взгляд, необходимых на будущих этапах - например, введение налога на выведенный капитал. Последнее позволит позиционировать Украину как страну, где выгодно вести бизнес и где предприятия самостоятельно планируют ликвидность с точки зрения возможностей перераспределения налоговой отдачи на реинвестирование внутри самого предприятия.
Это важно, поскольку постепенно в Украине выстраивается система фискального контроля, которая будет выводить бизнес из тени. Меры, которые предпринимает правительство - уже внедренная система электронного администрирования НДС, намечающийся автоматический обмен информацией для международного налогообложения, косвенные методы и разовое декларирование доходов граждан, законодательство о контролируемых иностранных компаниях - улучшат возможности для взимания налогов и/или повысят их собираемость. Параллельно в Украине должны формироваться внутри налогового законодательства те нормативные массивы, которые позволят предприятиям не стать убыточными из-за повышения объема налогов, а на законных основаниях перераспределять налоговую нагрузку.
Коментарів 1